Спутниковая навигация - Россия против Америки
05.04.2007
Российские власти утверждают, что к концу года Российское космическое агентство планирует запустить восемь навигационных спутников. В результате собственная российская Глобальная система спутниковой навигации, или "ГЛОНАСС", будет сформирована практически полностью. На первом этапе ожидается начать работу на территории России и соседних стран Европы и Азии, а к 2009 году - перейти на работу в мировом масштабе и вступить в прямую конкуренцию с американской Системой глобального определения местонахождения - Global Positioning System.
Россия, кстати - далеко не единственная страна, пытающаяся разрушить монополию Америки в навигационных технологиях. Собственные спутники под названием "Байду" ("Большая Медведица"), на основе которых планируется создание навигационной системы, уже запустил Китай. Разрабатывает собственную систему Galileo и Европейский Союз - хотя в Европе работа была недавно приостановлена, так как заказчики не уверены в том, что Galileo принесет прибыль. У российской системы, разработка которой оплачивается из нефтяных доходов государства, шансы намного выше.
Одна из движущих сил технической битвы - различные дополнительные услуги, которые можно оказывать пользователям. Таких услуг множество, и та, благодаря которой такие системы больше всего известны - использование спутниковых карт для вождения в чужом городе - даже не основная. Сегодня системы спутниковой навигации участвуют в работе самых разных отраслей экономики - от банковской деятельности до сельского хозяйства. С их помощью можно, например, создать платформу для 'целевой рекламы' - выводить на экраны мобильных телефонов тех, кто находится около кафе Starbucks или ресторана McDonald's, информацию о том, как туда пройти.
Уже сегодня продажи GPS-приемников растут с каждым днем. В 2006 году, по данным вашингтонской аналитической компании GPS Industry Council, общемировой объем рынка таких устройств составил целых 15 миллиардов долларов. Кроме того, компания утверждает, что каждый год он растет на 25-30 процентов.
Однако деньги - это далеко не все. Есть опасения, что в случае какого-либо кризиса США, используя свою монополию - ведь система была разработана все-таки военными, и именно военные ею сегодня управляют, - просто отключат сигнал.
- Через несколько лет бизнес без спутникового сигнала уже трудно будет себе представить, - считает Андрей Ионин, аналитик аэрокосмической отрасли из Центра анализа стратегий и технологий, связанного с российским министерством обороны. - Навигационные сигналы нужны будут для всего, что движется - для самолетов, поездов, яхт, людей, ракет, редких и домашних животных.
А когда все будет именно так, считает он, те страны, где единственной спутниковой системой будет GPS, попадут 'в геополитическую ловушку' и будут во всем зависеть от Америки, доминирующей в секторе коммуникационной инфраструктуры века интернета. Теоретически, США действительно могут отключить сигналы, идущие на Иран или Северную Корею, причем это может быть не только форма военного давления, но и некая высокотехнологичная экономическая санкция. Ее результатом, как считает Ионин, могут стать сбои в работе электросетей, банковских систем и других отраслей. Со своей стороны, правительство США заявляет, что готово предоставлять непрерывный сигнал пользователям во всем мире.
GPS-приборы сыграли главную роль, например, в истории с захватом иранскими подразделениями пятнадцати матросов и морских пехотинцев Великобритании. Британцы утверждают, что те приборы, которые стояли на их катерах, показывали, что они находятся в иракских водах; иранцы в ответ показывают карты, где координаты катеров были уже в пределах территориальных вод Ирана.
Естественно, российский проект будут очень серьезно рассматривать вооруженные силы всех стран, не желающих, чтобы их систему навигации контролировал Пентагон. Тем самым Москва создает еще один фронт своей активной внешней политики. США в 1993 году официально открыли систему GPS для гражданских лиц, обещая круглосуточный и бесплатный сигнал в любой точке земного шара.
Кроме того, по словам аналитиков и технических специалистов, российская система станет серьезной альтернативой GPS на быстрорастущем рынке, поскольку у нее будут и кое-какие чисто технические преимущества. В частности, говорится о том, что если приемник сможет принимать сигнал сразу от двух систем, его надежность станет существенно выше. Президент Владимир Путин, часто выступающий на тему ГЛОНАСС и ее возможностей, особо предупредил ученых, чтобы они делали систему 'под пользователя'.
- Для того чтобы потребители выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству, - приводит агентство 'Интерфакс' слова Путина на мартовском заседании правительства. - Вы знаете, какое внимание я уделяю развитию ГЛОНАСС.
GPS была задумана американскими военными в 60-х годах 20-го века. В 1983 году, после того, как самолет компании Korean Air по ошибке залетел в советское воздушное пространство и был сбит, президент Рональд Рейган предложил еще не работающую систему адаптировать для того, чтобы ей могли пользоваться и гражданские лица.
Первую проверку на прочность в военном деле GPS прошла в 1991 году, во время войны в Персидском заливе. Именно ей приписывают немалую часть успеха высокоточной бомбардировки иракских объектов. После военной операции в 90-е годы она получила широкое распространение и в других, гражданских, областях.
Российская система, как и GPS, первоначально разрабатывалась в годы 'холодной войны' для отслеживания курсов ракет и стратегических бомбардировщиков. В середине 90-х годов она некоторое время даже работала, но вскоре начала разваливаться. Сегодня с российских спутников идет рабочий сигнал, но с перерывами. Для того, чтобы добиться общемирового покрытия, в системе должно быть не меньше 24 спутников, как у GPS, не считая запасных, которые тоже необходимо держать на орбите.
Чтобы выдать точные координаты своего местонахождения, приемник должен находиться на линии прямой видимости по меньшей мере с тремя спутниками одновременно. Для расчета высоты таких спутников должно быть минимум четыре. Со вводом в эксплуатацию систем, аналогичных GPS, в других странах, вероятность того, что приемник в данный момент 'ловит' сигнал от трех или более спутников, увеличивается, если на этом приборе есть возможность одновременно принимать сигналы и GPS, и иностранных систем.
ИноСми